Во сне тело всегда принимает то положение, которое дает ему ощущение наибольшей безопасности. Выбор "сонной позы" имеет психологическую основу, то есть выражает истинное отношение ребенка (человека) к себе, людям и событиям, происходящим вокруг него. Тело обычно выбирает положение не просто так, а в зависимости от душевного состояния хозяина. Причем тут прямая закономерность: чем старше ребенок, тем четче это выражено. А если любимая поза меняется - вероятно, что-то меняется и в мировосприятии.
По сути, та поза, в которой ребенок спит чаще всего, рассказывает о том, что происходит сейчас в его душе.
Этот тест поможет вам расшифровать послания, передаваемые в пластике спящего тела. Итак, вы подходите ночью к детской кроватке и видите:
№1. Ребенок спит
а) на спине или на боку, ручки под щечку; б) свернувшись тугим калачиком; в) вытянувшись на животе; г) а кто его знает.
№2. Голова
а) на подушке; б) зарылась в подушку; в) где-то рядом с подушкой; г) подушка на голове.
№ 3. Ручки
а) симметрично расположились или слегка согнуты в локтях и лежат на подушке; б) одна расслаблена, другая упруго сжата; в) вцепились в игрушку, в подушку, простыню или одеяло; г) он/она обнимает себя руками.
№ 4. А кисти рук
а) расслаблены и открыты, свободны; б) сжата одна, открыта другая; в) ладони сжаты в кулачки; г) прикрывают лицо.
№ 5. А ноги его/ее
а) свободно раскинуты; б) одна согнута, другая свободно вытянута; в) зацепились за край постели; г) переплелись или поджаты к туловищу.
№ 6. Ваш ребенок обычно спит
а) посередке, в самом центре своей кроватки; б) расположившись по диагонали; в) вдоль, поперек - как когда; г) притулившись в углу кровати.
№ 7. Одеяло
а) как положено: на ребенке; б) под ребенком или совсем слетело; в) закрутилось вокруг всего тела; г) на голове или на туловище, а ноги торчат.
№ 8. Ваш/ваша наследник/наследница спит, словно
а) юный принц или принцесса, свободно и вольно раскинувшись; б) как страусенок или как боевой петушок (попой вверх, носом вниз); в) свернувшись калачиком, как суслик в норке; г) как куколка, закрученная в одеяло.
№ 9. Он/она держится ночью за что-то?
а) нет, даже игрушку выронил; б) да, за кровать - руками; в) да, за кровать - ногами; г) сам за себя.
№ 10. Обычно в детской кровати царит
а) поэтический беспорядок; б) порядок, но относительный; в) куча мала; г) хаос № 11. Вы знаете, что он/она точно не спит никогда
а) скрутившись в узел; б) на спине, раскинув руки и ноги; в) на боку, подложив ладошки под щечку; г) на животе, распластавшись свободно.
№ 12. Ранним утром вы обнаруживаете
а) одеяло, подушку, ребенка - все в поэтическом беспорядке; б) плотный клубок из простыни, одеяла и ребенка в обнимку с подушкой; в) ребенка, примчавшегося в вашу кровать; г) что поспать у вас больше не выйдет, увы.
Посмотрите, какую букву вы выбирали чаще всего.
А : Уверенность и душевный комфорт. Ваш ребенок чувствует себя комфортно. Он принимает мир таким, каков он есть, во всем его многообразии, и уверен, что мир тоже понимает и принимает его. Он знает свою ценность и полон самоуважения. Страхи его не донимают и не мешают счастливо жить. Он полон самоуважения и знает себе цену, так как уверен в вашей безусловной любви и твердо знает, что всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь. Ощущение полной безопасности и надежного тыла делает его уверенным и свободным от комплексов человеком.
Б : Готовимся к обороне. Вероятно, у вашего ребенка наступил период трудностей, и во сне он часто спасается. От чего? От каких-то противоречий и тревожных моментов. Вероятно, сейчас у него конфликт, связанный со взаимоотношениями (не обязательно с вами, источником напряжения могут быть другие взрослые или его ровесники, например, в школе, в детском саду). Сейчас ему кажется, что мир агрессивен, и потому он так напряжен и готовится к обороне. При этом он пытается скрыть свои чувства от взрослого дневного мира. Возможно, это происходит потому, что побаивается: а вдруг его эмоции не понравятся вам? В общем, человека уже тревожат проблемы, которые он не может решить самостоятельно.
В : Не уверен в себе. Похоже, ваш ребенок не уверен в себе и своих силах, возможно, он даже растерян, встревожен, настороже. Почему? Он боится неожиданностей и изо всех сил старается их избежать. Пытаясь контролировать себя и других, боится расслабиться по-настоящему. Любые перемены вызывают напряжение и дискомфорт. Он теряется и старается ухватиться за кого-то из близких (что само по себе неплохо), но, к сожалению, при этом он не учится рассчитывать на себя. Одновременно хочет независимости, и страшно: "А вдруг я останусь один, без поддержки?" Все это вызывает в душе ребенка путаницу, делая его уязвимым. Он, как бутон, который боится раскрыться полностью, чтобы превратиться в прекрасный цветок.
Г : Пленник беспокойства. Сейчас у ребенка фаза борьбы - то ли с собой, то ли с вами. Наверное, в последнее время частенько случаются ситуации, которые не устраивают его. Но он почему-то вынужден смиряться с ними. (Вот вопрос: почему?) По каким-то причинам он не может открыто выразить свои истинные потребности, потому прибегает к наивному протесту: "Ничего не вижу, ничего не слышу" и знать ничего не хочу. В сущности, он - пленник беспокойства, и это беспокойство передается ему от вас. Крохе не хватает ощущения надежности. И только вы в силах дать ему это. И тогда ребенок сможет спокойно, без чрезмерного напряжения, учиться и развиваться, и радостно идти по жизни.